Проблема времени становится все
более актуальной в современной науке. Так, в социологии время рассматривается
как общественное, социальное явление, в истории и культурологи акцент ставится
на анализе развития человеческой цивилизации, в философии определяются
моральные, экологические аспекты его организации. В психологии предметом анализа
в рамках изучения временных особенностей выступают восприятие и переживание интервалов
различной длительности, жизненный путь как время становления личности,
организация профессиональной деятельности
во временном пространстве. Такой широкий спектр вопросов возник в связи с тем,
что время выполняет существенную функцию в регуляции сознания и поведения,
выступает важной детерминантой самореализации личности.
Возрастание темпов жизни, ускорение
общественных преобразований активизирует необходимость нового научного
понимания того, как человек осмысливает и воспринимает время собственной жизни,
и как результаты этого осознания влияют на жизненный выбор, организацию и
осуществление деятельности. Именно поэтому изучение проблемы времени привлекает
внимание как отечественных, так и зарубежных авторов.
Общее состояние разработанности
проблемы времени определило существование относительно независимых направлений
и областей исследования этого феномена.
Одно из направлений, с которого
начинались исследования проблематики времени как в отечественной, так и
зарубежной психологии касалось изучения восприятия временных отрезков различной
длительности. В основе данного восприятия, по мнению одних авторов лежит
деятельность «биологических часов», по мнению других временной отчет является
результатом следовых процессов, активности суммирующих нейронов, мозговых
паттернов возбуждения [122].
Второе направление связано с
изучением проблемы психологического времени в масштабе человеческой жизни.
Теоретическое обоснование лежит в работах П.Жане, Ш.Бюллер, С.Л.Рубинштейна,
Б.Г.Ананьева.
Третье направление связано с
исследованием особенностей психологической организации времени жизни человеком
в процессе его индивидуальной жизнедеятельности. К данному направлению можно
отнести работы описывающие различные способы организации времени как в целом по
жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности.
Несмотря на значительное число
работ по данной проблеме чаще всего в них освещены различные аспекты этого
явления, и до сих пор не создана единая концептуальная модель понимания времени
личности. В данном пособии предпринята попытка через анализ и характеристику
подходов к исследованию временных аспектов раскрыть проблему времени комплексно
от биологического к психологическому и личностному, от исторических аспектов к
современному состоянию.
Пособие представлено шестью
главами. Каждая включает в себя как теоретическую информацию, заключающуюся в
концептуальных понятиях и закономерностях, так и иллюстративные материалы, в
которых демонстируются эмпирические исследования отдельных вопросов.
В первой главе представлены
различные подходы к определению понятия времени и его видов. Описаны исторический
аспекты исследования проблемы времени в обществе.
Вторая глава посвящена описанию
биоритмологического подхода к изучению времени человека. В ней представлена
природа биологических часов и ритмов человека, анализируются факторы,
обуславливающие изменения ритмов.
В третьей главе вскрыты
психофизиологические механизмы восприятия времени. Представлены эмпирические
исследования восприятия времени, определена роль психофизиологии при
организации времени.
В четвертой главе дан анализ
современным концепциям психологического времени. Описаны подходы к определению
психологического возраста.
Содержание пятой и шестой глав
посвящено технологиям организации времени, разработанным как в отечественном,
так и зарубежном тайм-менеджменте.
В «психологическом практикуме»,
представленном в пособии, имеется большое количество психологических методик,
направленных на исследование особенностей организации времени личностью. Данные
методики малоизвестны широкому кругу специалистов. Их применение в практической
работе позволит расширить круг решаемых проблем.
Автор надеется, что содержащийся
в пособии материал будет полезен всем читателям, интересующимся вопросами
исследования временных аспектов в истории, биологии и психологии. В целом
данное учебное пособие предназначено студентам, изучающим курсы «Тайм-менеджмент»,
«Практический менеджмент», «Управление временем», «Общая психология. Раздел
«Восприятие». Описанные приемы и техники
помогут практическим психологам
составить тренинг личностного развития, формирования жизненных перспектив и
организации деятельности, руководителям оценить систему тайм-менеджмента в
своей организации.
|