Понедельник, 29.04.2024, 22:42

Методика.ru

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Методики

 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА (ОСТ) В.М. РУСАЛОВА
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова исполь¬зуется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «ком¬муникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопро¬сов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) 9 вопросов.
Инструкция: Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+».
1. Подвижный ли ты человек?
2 Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интере¬сующий тебя разговор?
3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?
4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
5. Медленно ли ты говоришь?
6. Ранимый ли ты человек?
7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как сле¬дует9
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
1 1.Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы на долго был лишен возможности разговаривать с людьми?
12.Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в шко¬лу'?
13.Нравится ли тебе быстро бегать?
14. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и родителей0
15. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внима¬ния и сосредоточенности?
16. Трудно ли тебе быстро говорить?
17. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
18. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора0
19. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?
20. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь зада¬чи?
21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
22. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
23. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?
24. Легко ли тебе говорить в быстром темпе с несколькими людьми?
25. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?
26. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь, не подумав?
27. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий рабо¬ту?
28. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что что-то сделал не так?
29. Любишь ли ты сидячую работу?
30. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
31. Предпочитаешь ли ты додумать, взвесить своп слова прежде, чем высказаться?
32. Все ли твои привычки хорошие?
33. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
34. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незна¬комых людей?
35. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?
36. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
37. Разговорчивый ли ты человек?
38. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
39. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?
40. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?
41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недос¬татки?
42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной ра¬ботой?
43. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?
44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других людей?
45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку ще¬котливый, трудный для него вопрос?
46. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем. чем ты занимаешься?
48. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
49. Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?
50. Любишь ли ты работать самостоятельно?
51. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?
52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание'.'
53. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
54. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
55. Любишь ли ты быстрые игры?
56. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?
57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
58. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким-либо трудным делом?
59. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?
61. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как надо?
62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной от¬дачи сил?
65. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?
66. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?
67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
68. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не подумав как следует?
69. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?
70. Медленно ли ты работаешь?
71. Легко ли ты переключаешься с одной работы на другую?
72. Быстро ли ты читаешь вслух?
73. Сплетничаешь ли ты иногда?
74. Молчалив ли ты в кругу друзей?
75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержа¬ли?
76. Охотно ли ты выполняешь одновременно много разных дел?
77. Охотно ли ты делаешь быструю работу?
78. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?
79. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в рабо¬те?
80. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?
81. Долго ли ты мысленно готовишься прежде, чем высказать свое мнение?
82. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравят¬ся'?
83. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?
84. Легко ли тебя обидеть?
85. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?
86. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?
87. Склонен ли сначала подумать, а потом говорить?
88. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учебы ИЛИ работы?
89. Всегда ли ты платил за провоз багажа, если бы не боялся проверки на транспорте?
90. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках'?
91. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются в работе?
92. Нравится ли тебе быстро говорить?
93. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно воз¬никшей мысли?
94. Предпочитаешь ли ты работать медленно?
95. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?
96. Нравится ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?
97. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок?
98. Способен ли ты хорошо выполнять долгую, трудоемкую работу?
99. Можешь ли ты. не раздумывая, обратиться с просьбой личного ха¬рактера к незнакомому человеку?
100. Часто ли ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?
101. Легко ли ты берешься за выполнение новой, незнакомой тебе ра¬боты?
102. Устаешь ли ты. когда тебе приходится долго говорить?
103. Нравится ли тебе работать неторопливо, без особого напряжения?
104. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?
105. Любишь ли ты подолгу бывать наедине с собой?
Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключом, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило.
Эргичность: «да» 4,8, 15,22,42,50,58,64.98; «нет» 27,83,103 
Социальная эргичность: «да» 11,30.57,62,67,78,86; «нет» 3, 34. 74.90.105
Пластичность: «да» 20.25,35,38,47,66,71,101; «нет» 54.59 
Социальная пластичность: «да» 2,9,18, 26.45,68,85. 99; «нет» 31,81,87,93
Темп: «да» 1,13.19,33,46,49,55, 57; «нет» 29,43,70,94 
Социальный темп: «да» 24,37, 39, 51,72, 92; «нет» 5, 10, 18. 56,96,102
Эмоциональность: «да» 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97 
Социальная эмоциональность: «да» 6, 7, 21, 36. 41. 48. 53. 63. 75,80,84,100
Контрольные вопросы: «да» 32,52,89 «нет» 12.23,44,65,73.82
1. Предметная эргичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают вы¬сокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, умственная работоспособность.
Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низ¬кую вовлеченность в процесс деятельности.
2. Социальная эргичность. Содержит вопросы об уровне потреб¬ности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ - коммуникативная эргичность, потребность в социальном кон¬тактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, ос¬воение мира через коммуникацию.
НЗ - незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пас¬сивность.
3. Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаи¬модействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнооб¬разных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельно¬сти.
4. Социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие боль¬шого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная им¬пульсивность.
НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низ¬кий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стрем¬ление к поддержанию монотонных контактов.
5. Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения опе¬раций при осуществлении предметной деятельности, моторно-Двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполне¬нии конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно - двига¬тельных операций.
6. Социальный темп. Включает вопросы, направленные выявле¬ние скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
В3- речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие
скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлитель¬ность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуман¬ным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспо¬койство по поводу работы, чувствительность к неудачам.
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высо¬кая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувст¬вительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к не¬удачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказы¬ваний
. ВЗ неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
Свойство темперамента сильно развито, если испытуемый по нему получил 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам тем¬перамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник - средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоцио¬нальности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.