Проблема времени становится все более актуальной в современной науке. Так, в социологии время рассматривается как общественное, социальное явление, в истории и культурологи акцент ставится на анализе развития человеческой цивилизации, в философии определяются моральные, экологические аспекты его организации. В психологии предметом анализа в рамках изучения временных особенностей выступают восприятие и переживание интервалов различной длительности, жизненный путь как время становления личности, организация профессиональной деятельности во временном пространстве. Такой широкий спектр вопросов возник в связи с тем, что время выполняет существенную функцию в регуляции сознания и поведения, выступает важной детерминантой самореализации личности. Возрастание темпов жизни, ускорение общественных преобразований активизирует необходимость нового научного понимания того, как человек осмысливает и воспринимает время собственной жизни, и как результаты этого осознания влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности. Именно поэтому изучение проблемы времени привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных авторов. Общее состояние разработанности проблемы времени определило существование относительно независимых направлений и областей исследования этого феномена. Одно из направлений, с которого начинались исследования проблематики времени как в отечественной, так и зарубежной психологии касалось изучения восприятия временных отрезков различной длительности. В основе данного восприятия, по мнению одних авторов лежит деятельность «биологических часов», по мнению других временной отчет является результатом следовых процессов, активности суммирующих нейронов, мозговых паттернов возбуждения [122]. Второе направление связано с изучением проблемы психологического времени в масштабе человеческой жизни. Теоретическое обоснование лежит в работах П.Жане, Ш.Бюллер, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. Третье направление связано с исследованием особенностей психологической организации времени жизни человеком в процессе его индивидуальной жизнедеятельности. К данному направлению можно отнести работы описывающие различные способы организации времени как в целом по жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности. Несмотря на значительное число работ по данной проблеме чаще всего в них освещены различные аспекты этого явления, и до сих пор не создана единая концептуальная модель понимания времени личности. В данном пособии предпринята попытка через анализ и характеристику подходов к исследованию временных аспектов раскрыть проблему времени комплексно от биологического к психологическому и личностному, от исторических аспектов к современному состоянию. Пособие представлено шестью главами. Каждая включает в себя как теоретическую информацию, заключающуюся в концептуальных понятиях и закономерностях, так и иллюстративные материалы, в которых демонстируются эмпирические исследования отдельных вопросов. В первой главе представлены различные подходы к определению понятия времени и его видов. Описаны исторический аспекты исследования проблемы времени в обществе. Вторая глава посвящена описанию биоритмологического подхода к изучению времени человека. В ней представлена природа биологических часов и ритмов человека, анализируются факторы, обуславливающие изменения ритмов. В третьей главе вскрыты психофизиологические механизмы восприятия времени. Представлены эмпирические исследования восприятия времени, определена роль психофизиологии при организации времени. В четвертой главе дан анализ современным концепциям психологического времени. Описаны подходы к определению психологического возраста. Содержание пятой и шестой глав посвящено технологиям организации времени, разработанным как в отечественном, так и зарубежном тайм-менеджменте. В «психологическом практикуме», представленном в пособии, имеется большое количество психологических методик, направленных на исследование особенностей организации времени личностью. Данные методики малоизвестны широкому кругу специалистов. Их применение в практической работе позволит расширить круг решаемых проблем. Автор надеется, что содержащийся в пособии материал будет полезен всем читателям, интересующимся вопросами исследования временных аспектов в истории, биологии и психологии. В целом данное учебное пособие предназначено студентам, изучающим курсы «Тайм-менеджмент», «Практический менеджмент», «Управление временем», «Общая психология. Раздел «Восприятие». Описанные приемы и техники помогут практическим психологам составить тренинг личностного развития, формирования жизненных перспектив и организации деятельности, руководителям оценить систему тайм-менеджмента в своей организации.