Вторник, 30.04.2024, 01:19

Методика.ru

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта

Главная » 2009 » Ноябрь » 3 » Понятие время и его характеристика
11:22
Понятие время и его характеристика
Понятие сущности времени остается на сегодняшний день предметом пристального исследования многих ученых и практиков. Например, экономисты рассматривают время с точки зрения производительности труда, социологи затрагивают проблему эффективной организации рабочего и свободного времени, философы обращаются к вопросам полноты и богатства человеческой жизни, медики посвящают свои работы анализу длительности, оптимальности человеческой жизни, психологи ставят вопросы о том, как же человек осмысливает, переживает время и как выстраивает перспективы собственной жизни, каковы механизмы рациональной временной саморегуляции. Актуальность исследования проблемы времени определяется прежде всего, тем, что сейчас у многих появляется ощущение острой зависимости от него. «Временной фактор выступает важной детерминантой в становлении и развитии личности в целом, является одной из составляющих регуляционных возможностей человека, как внешнего, так и внутреннего плана, и одним из компонентов, определяющих психологическое равновесие человека, его успешную социализацию, профессиональное становление и построения стратегии жизни» [58, c.7].
Сегодня перед психологией стоит задача определить временные характеристики деятельности, особенности переживания личностью временных отрезков, характеризующихся разной степенью заполненностью, исследовать механизмы временной саморегуляции. Как показывают эмпирические исследования рациональная организация профессиональной деятельности, эффективное распределение времени между семьей, работой, отдыхом делает человека успешным, активным, продуктивным и в целом счастливым, удовлетровенным собой и своей жизнью. 
 Согласно современным философским воззрениям, время - «это атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность события и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире» [3, с.115]. 
В «Толковом словаре русского языка» время характеризуется как: 
 форма существования материи – последовательная смена ее явлений и состояний;
 продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая часами, минутами, секундами;
 промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет;
 определенный момент, в который происходит что-нибудь;
 время - период, эпоха [ 110].
 В данных определениях время рассматривается в рамках хронологического подхода. Оно представляется как особого рода субстанция и сводится к длительности, последовательности, неповторяемости.  
Н.И. Трубников отмечает, что «…время есть нечто несопоставимое, более фундаментальное, чем «длительность», «момент» или «интервал», чем все то, что может быть выражено положением часовых стрелок или положением светил на небосклоне» [113]. Он предлагает обратиться к анализу социального, биологического, психологического времени, не ограничиваясь только физической субстанцией.
На сегодняшний день существует несколько подходов к классификации видов времени. Так, Н.И. Трубников, обращаясь к процессу общего человеческого развития, указывает на существование времени исторического, социального и психологического [113].
В.П. Яковлев, изучая формы социального времени через триаду: человеческий индивид, социальное поколение, история общества, выделяет время индивида, время поколения и время истории [126].
М.С. Каган, отталкиваясь от идеи связи времени с различными «слоями» окружающей нас реальности, выделяет существование биологического, физического, социального и психологического времени [56]. Данная классификация наиболее распространена на сегодняшний день в науке и часто используется на практике при анализе различных временных аспектов. Остановимся на ней более подробно.

Физическое время.
Физическое время, согласно А.Эйнштейну, – это независимая переменная бытия, физический параметр измеряемый при помощи общепринятых единиц (секунды, минуты, часа и др.). Технология измерения времени первоначально связывалась с равномерным вращением Земли вокруг своей оси и обращением ее вокруг Солнца. Считалось, что сутки равны 24 часам. Но оказалось, что «вследствие того, что Солнце движется не по экватору, а по эклиптике и, кроме того, находится не в центре, а в фокусе земной орбиты, которая является не окружностью, а элипсом, истинные солнечные сутки по своей продолжительности в разные времена года не одинаковы. Самые короткие сутки бывают в сентябре, а самые длинные, которые больше сентябрьских на 51 секунду, - в декабре» [89, с.36]. По этой причине нецелесообразно в качестве эталона единицы времени использовать истинные солнечные сутки. 
Астрономы предложили в качестве эталона времени определить так называемые средние солнечные сутки. Для этого на небесном экваторе ввели воображаемую точку (фиктивное среднее Солнце). Среднее Солнце в отличие от истинного Солнца движется не по эклиптике, а по экватору и всегда равномерно с суточной угловой скоростью, равной средней скорости движения истинного Солнца по эклиптике. При этих условиях среднее Солнце совершает годичный оборот по звездному небу за тот же период времени, что и истинное Солнце. Промежуток между двумя последовательными кульминациями такого среднего Солнца называется средними солнечными сутками [89]. Средние сутки, как и истинные, делятся на 24 часа, каждый час на 60 минут. 
«Разность между средним и истинным временем называется уравнением времени, которое в течение года изменяется и только четыре раза в году бывает равно нулю, то есть моменты истинного и среднего полдня совпадают в апреле, июне, сентябре и декабре. Наиболее отрицательное значение (то есть истинный полдень наступает раньше среднего) наблюдается около 12 февраля и равняется 14, 3 минутам, наиболее положительное (то есть истинный полдень наступает позже среднего) – около 3 ноября и равняется 16,4 мин» [89, с.36].
Единицей измерения физического времени много десятилетий считалась «секунда» как одна из основных единиц Международной системы единиц физических величин СИ (SI – System International). Это было закреплено Международным соглашением и секунда определена как 1/86 400 часть средних солнечных суток. 
 Именно такой способ измерения времени и временного описания исследуемых процессов лежит в основе физического времени и познания многих закономерностей материального мира. 
С развитием науки появилась необходимость более точного измерения времени сводимого к долям секунды. Например: «ошибка в определении положения на орбите искусственного спутника Земли не превысит одной секунды дуги только в том случае, если точность хранения времени будет не ниже стомиллионной доли секунды в сутки» [48, с.2]. В процессе решения данной проблемы выяснилось, что период обращения электрона вокруг ядра значительно постояннее, чем движение небесных тел по своим орбитам. В 1967 году международный форум метрологов – XIII Генеральная конференция по мерам и весам приняла следующее определение секунды. Секунда – интервал времени, в течение которого совершается 9.192.631.770 колебаний, соответствующих частоте перехода между двумя энергетическими уровнями в атомах цезия [48]. Размер секунды остался прежним, изменился лишь способ и точность ее воспроизведения на уровне эталона.

Биологическое время.
Понятие биологического времени в науку ввел В.И. Вернадский. Биологическое время он определил как «время, связанное с жизненными явлениями, вернее, с отвечающим живым организмам пространством, обладающим диссиметрией» [Цит. по 80 ,с12]. В рамках биологического времени рассматривается и анализируется время возникновения, развития живых организмов. Среди свойств данного вида выделяют: «векторность и явную диссиметрию (направление от прошлого к будущему), скрытую асимметрию, проявляющуюся в явлениях повторяемости (ритме), множественности, неравномерности» [89, с.101]. Характерноq чертой биологического времени, как и физического, является его объективность, независимость от сознания.
Биологическое время рассматривается в рамках цикличности жизненных процессов. Например: зарождение или вымирание отдельных биологических видов, время физиологических циклов организма, таких как репродуктивный, пищеварительный и др., время жизни отдельной особи, жизненный цикл живой клетки.
Организм отмеривает время согласно сложной системе отчетов, поскольку разные процессы текут в разном масштабе времени. Все биологические процессы по скорости протекания можно подразделить на молекулярные (протекающие от миллионных долей секунды до одной секунды – например, распад и синтез молекул), физиологические (протекающие от сотых долей секунды до часа – например процесс возбуждения и торможения), онтогенетические (длящиеся месяцы и годы и охватывающие часть жизненного цикла), исторические (охватывающие жизнь нескольких поколений, но не влекущее за собой изменения форм жизни), эволюционные (протекающие миллионы лет, при которых происходит не только смена поколений, но и смена форм жизни).
Любой биологический объект, рассматриваемый как обособленная система, обладает, как полагает Н.И. Моисеева, еще индивидуальным (собственным, биологическим и физиологическим) временем жизни Т, которое состоит из времени последовательных онтогенетических процессов – фаз развития данного объекта (например, для растения – фаза зерна, прорастания, колошения, цветения и т.д.) [89].
Биологическое время течет по-разному в одном и том же организме в зависимости от возраста или условий внешней и внутренней среды. В литературе приводятся практические примеры того, что «раны заживают быстрее в молодости, скорость рубцевания с возрастом убывает. Соотношение скорости роста с продолжительностью жизни представляет собой логорифмическую функцию…В различном возрасте нужно неодинаковое количество физического времени для того, чтобы была проделана одинаковая физиологическая работа. Секунда жизни старого организма значительно беднее физиологическими процессами, чем секунда времени молодого организма, а значит, физическое время течет быстрее у старого организма, чем у молодого. Соответственно, один год пятилетнего ребенка (равный для него 1/5 части его жизни) проживается в десять раз дольше, чем один год пятидесятилетнего человека (равный для него 1/50 его жизни). [89,с.103].  
Биологическое время, как показывают результаты многочисленных исследований, подвержено влиянию различных факторов внешней среды, в том числе температуры. При повышении температуры активность организма усиливается, метаболические часы идут быстрее, и кажущаяся длительность единицы времени соответствует более короткому интервалу физического времени [114, 13, 112].

Социальное время.
Социальное время – темп и ритм протекания событий за определенный период существования индивида, группы и общества. Социальное время связано с развитием, происходящими в социальных институтах и организациях, информационно-коммуникативных процессах общества.
С позиции протяженности можно выделить три категории социального времени: короткое, среднее и длинное.
Короткий период социального времени связан с историей какого-либо одного события и его влияние на развития какого-либо направления в науке, технике, искусстве. 
Средний период раскрывается через цикличность событий. Каждая цивилизация проходит определенные циклы своего развития (появление, рассвет, упадок цивилизации). 
Длительный период социального времени связан с развитием человеческого общества в целом от стадного периода до современных цевилизаций.
С позиции развития личности в обществе можно выделить два вида социального времени: объективное и субъективное. 
Под объективным следует понимать реальное время существования каких-либо общественных процессов, социальных институтов информационных объектов культуры. Оно безличностно, не включает в себя живого человека как активного субъекта, воспринимающего время, понимающего его и управляющего им.
Под субъективным социальным временем следует понимать модели, отображающие социальное развитие отдельного человека. Субъективное социальное время предполагает активную включенность человека в управление временем социальных процессов [57].  
  
Психологическое время.
Психологическое время – это отражение в психике человека системы временных отношений. 
Психологическое время раскрывает последовательность, длительность, скорость протекания различных событий жизни, их принадлежность к настоящему, удаленность в прошлое и будущее. Оно вскрывает переживания человеком определенных временных отрезков жизни, осознание им собственного возраста, исторической связи своей индивидуальной жизни с жизнью предшествующих поколений.
Таким образом, время представляет собой сложный атрибут материи, проявляющийся как на объективном уровне, так и субъективном. Объективный уровень связан с развитием физических и биологических объектов. Субъективный определяется психикой человека и связан с восприятием, переживанием и организацией времени.

1.2. Исторические аспекты исследования проблемы времени 

Время, являясь фундаментальным свойством движущейся материи, пронизывает все природные и общественные явления. Познание его сложной противоречивой природы и специфических свойств имеет многовековую историю. В разные периоды человеческой цивилизации существовало свое понимание времени. 
В период первобытного общества модели времени существовали в зачаточном виде. Время рассматривалось непосредственной данностью. Оно не течет линейно из прошлого в будущее, оно представляет собой полную концентрацию на настоящем. Можно предположить, что человек первобытного общества существовал в реальном времени [66]. 
В период между IХ – VII тысячелетиями до н.э. появились первые земледельческие календари. На территории Украины (пос. Гонцы) был найден клык мамонта с насечками, датируемый 15000 – 10000 годами до н.э. Данные насечки можно интерпретировать как отрывок лунного календаря с изображением фаз Луны за 4 месяца. Выделение земледелия и скотоводства в особые виды деятельности способствовало появлению первых календарей [88].
В эпоху первых цивилизаций время понимается и переживается как вечность. Оно не является линейным и не течет из прошлого в будущее, оно вращается по кругу. Данное вращение циклично. Цикличность связывается или с отдельными событиями (рождение, рассвет, упадок, смерть), или определенными явлениями природы (жизненный цикл растений, смена времен года).
Понимание времени отражено в древней мифологии, а также в многочисленных «календарных» обрядах и праздниках. 
Одним из первых богов, имеющих отношение к определению времени был бог Волос (Велес) – лунный бог. Первоначально Волос считался пастухом небесных стад – звезд, затем покровителем стад на земных пастбищах. Он помогал вести счет дням, неделям, месяцам и почитался на Руси дольше всех языческих богов. В Ростове Ярославском идол его не был повержен вплоть до XV века. «Поскольку в давние времена скот и деньги были синомимами, волос постепенно становится покровителем торговли. Кроме того Волосу придавались и черты бога плодородия, а серп в руке крестьянина идентифицировался с лунным серпом… На юге был обычай завивать бороду Волосу перед жатвой: колосья собирали в пучок, не вырывая их с корнем, перегибали и завязывали в узел в знак того, что их не касалась рука жницы» [88, с.64].
Другим важнейшим календарным богом был бог солнечного света и живительной силы – Дажбог – сын бога неба – Свагога. Кроме того, отдельно существовал еще бог Солнца Хорос (Хорс), рассматриваемый как солнечный диск. Его иногда называют Прибогом при Дажбоге.
Среди праздников, связанных с календарным культом можно выделить – праздники Масленицу, Купалы, Коляды и др. Масленица связана с лунным культом. На масленицу принято печь блины, которые носили характер ритуального хлеба, так как имели форму лунного диска. Пекли блины в христианской Руси по следующим правилам: «приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних… Опару готовили из снега на дворе, когда взойдет месяц. Стряпухи приговаривали: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выгляни в окошко, подуй на опару». [89, с.64].
Праздники Купала и Коляды приурочены к солнцестоянию. Купальские дни были связаны с летним солнцестоянием, а Коляды праздновались во время зимнего поворота солнца. С принятием Христианства купальские дни были соотнесены с памятью Иоанна Крестителя, а Коляды – с рождественскими святками. 
Из множества обрядов связанных с этими праздниками, обращают на себя внимание обычай добывать путем тренинга новый «живой» огонь, прыгать через костер и катать с гор горящие колеса. Огонь считался братом солнца и сыном неба. А огненное колесо символизировало солнечный диск. Как на Коляду, так и на Купалу были обязательными песни, хороводы. Само название «хоровод»,вероятно, происходит от имени Хорос. 
С.И.Калинин отмечает, что именно в данный период появились «первые социальные «нормативные» модели времени, определяющие поступки человека. Социальные модели времени транспонируются с космических, эти модели – сакральные, ритуальные, их нельзя менять, им можно только следовать» [57, с.26].
 Время в сознании людей первых цивилизаций выступает в облике таинственной силы, управляющей всеми вещами и жизнью людей [66]. Категория времени не существуют как чистая абстракция, поскольку само мышление людей на данной стадии развития было по преимуществу конкретным, предметно-чувственным. Интересный пример времяисчесления приводит Н.И.Моисеева. В Египте древние астрономы не имели никаких обсерваторий и наблюдали перемещение святил по небосводу следующим способом. Два астронома становились друг против друга: один – с северной стороны, другой – с южной. Каждый держал над головой пальмовый лист, который в середине имел узенькую щель, и смотрел в узенькую щелочку пальмового листа своего напарника, ища отображение меридиана наблюдаемого созвездия на теле в данный момент. Каждая часть Зодиака ассоциировалась с той или иной частью тела, так как имела на нем свое отражение [88]. 
Такой же подход к времяисчеслению обнаружен и у тунгусо-маньчжурской народности. Они называли месяцы по частям тела, например, месяцы «макушка» приблизительно соответтвуют зимнему и летнему солнцестоянию [89].
Так или иначе, по кругу движется сознание многих народов, создавших великие цивилизации древности. В основе систем ценностей, на которых строились древневосточные культуры, лежит идея вечно длящегося настоящего, неразрывно связанного с прошлым. Традиционное древнекитайское восприятие времени — циклическая последовательность эр, династий, царствований, имеющих литургический порядок и подчиненных строгому ритму [66]. 
У греков время лишено хронологической последовательности. Мир воспринимается и переживается как пребывание в покое или вращение в «великом круге». События, происходящие в мире, не уникальны. Эпохи, сменяющие одна другую, повторяются. И некогда существовавшие люди и явления вновь возвратятся по истечении «великого года». 
Сознание того времени обращено к прошлому, миром правит судьба, которой подвластны не только люди, но и боги. Античность - статична. «Золотой век», по представлениям древних греков, в прошлом, мир не движется через качественные изменения.
В средневековой модели мира происходит переориентация пространственно-временных отношений в связи с перестройкой основных линий ценностно-смысловой структуры сознания человека. «Жизнь человека развертывается в двух плоскостях - в плане божьего предначертания, где человек оказывается участником мировой драмы, в которой решается его судьба и судьба мира, но также в плане обыденной жизни» [66, с.16-17].
Время в данный период линейно. Богом заранее отмечено ограниченное время существования человека и вещей. «Несмотря на то, что многие мировые религии сохраняют почерпнутую из более древних учений идею о бессмертии (цикличном возвращении), в них все более ярко звучит идея ограниченности и предопределенности времени существования любой вещи (в том числе и человека)» [57, с.26]. 
Одним из первых о времени заговорил Аристотель. Время он определил как уникальную меру движения. В его работах понятие времени тесно связано с понятием души, как духовного исчисляющего начала. Аристотель стал одним из первых философов, кто отмечал субъективность восприятия времени человеком, рассуждал о человеческой системе измеряющей время. «Можно сомневаться существует ли время без существования души. В действительности, если не принять существование нумератора, то не будет и числа. Число есть то, что сосчитано, либо исчисляемое, И если верно, что в природе вещей заключена душа (или интеллект], то выходит невозможным существование времени без этой души» [Цит по. 93]. 
Аристотель поставил проблему связи памяти, как психического процесса, и времени. Отсчет времени как необходимого компонента памяти осуществляется через посредство движения, свойством которого является время. Таким образом, по Аристотелю, через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души.
Место времени среди основных человеческих ценностей четко определил Леон Батиста Альберти. Он говорил, что существуют три вещи, которые человек может назвать принадлежащими ему: это душа, тело и самая драгоценная вещь – это время. Оно в большей мере мое, чем эти руки и глаза. Из собственности бога время превращается в собственность человека. Люди средневековья не безразличны ко времени, но они мало восприимчивы к изменению и развитию. Стабильность, традиционность, повторяемость - в этих категориях двигалось их сознание, в них же осмысливалось то действительное историческое развитие [66].
Специфическая черта христианского понимания времени, восходящая к Аврелию Августину - психологизм. Время начинает восприниматься не как абстрактная мера, а как психологический фактор, внутренний опыт человеческой души. 
Эпоха нового мира - это эпоха бурного развития естественных наук и зарождения основных философских учений современности. Время уже не столько переживается, сколько концептуализируется. Создание механических часов породило условия для выработки нового отношения ко времени. Время стало рассматриваться как однообразной, унифицированный поток. Механический отсчет времени происходит без прямого участия человека. И люди вынуждены были признать независимость времени от них. Оно стало пониматься как универсальное свойство всех вещей, атрибут Мира. 
 В эпоху нового времени человек противопоставляет себя миру, пространству, времени как формам бытия. Человек стремится покорить пространство и время, поклоняется прогрессу как универсальной ценности. Современный «вызов природы» ориентирует человека не только на переживание пространства и времени как ценности, а на осознание их таковыми [66]. В данное время в философии и естествознании основной акцент делается на познании причин и следствий. 
Современный человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, как «Человека действующего», как «Человека Цивилизации». Время начинает трактоваться как бесконечное движение, включающее в себя циклическое развитие по спирали.
В истории философии с именем Иммануила Канта связана концепция транцендентной идеальности времени как априорного условия чувственного созерцания. Отношение человека ко времени и его переживание находятся в зависимости от характера деятельности различных субъектов. И.Кант вывел формулу для определения величины потребности во времени. По его мнению существует прямая зависимость времени от объема необходимых действий и обратная – от скорости их исполнения. Он определяет принципиальную возможность психической «растяжимости» времени. Она проявляется в существующих различиях в индивидуальном переживании равных по хронологической длительности, но разнонаправленных деятельностью интервалов. И.Кант сформулировал следующее положение: чем выше напряженность деятельности, тем больше единиц психологического времени в одном и том же хронологическом интервале.
Именно И.Кант заложил основу «событийной концепции психологического времени». Суть которой сводилась к следующему: особенности психологического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности, происходящих в жизни событий -изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках [58]. 
Августин Блаженный говорит о бесконечном различии между понятием вечности и времени. «Продолжительность времени не иначе сопоставляется как из преемственной последовательности различных мгновений, которые не могут проходить совместно. В вечности же, напротив, нет подобного прохождения, а все сосредотачивается в настоящем как бы налицо, тогда как никакое время в целом нельзя назвать настоящим» [Цит. по 109, с.10] . Он утверждает, что неправильно говорить о существовании настоящего, прошедшего и будущего. Актуально лишь настоящее, и поэтому, мы можем говорить о наличии настоящего прошедшего (память), настоящего настоящего (непосредственное созерцание) и настоящего будущего (ожидание). Человек может измерить лишь настоящее, так как можно измерить только то, что существует. Время существует в трех временах только в человеческой душе. Настоящее не имеет длительности, длительно лишь наше внимание по отношению к нему, то есть длительность присуща не временному бытию материального мира, а душе человека. Длительно не будущее – его нет. Длительное будущее – это длительное ожидание будущего. Длительно не прошлое, которого нет. Длительное прошлое – это длительная память о прошлом.
Для Декарта «истинная длительность» (в общем, понимании этого слова), есть некий всеобщий атрибут любых существующих вещей. Время представляет собой лишь способ измерения этой «истинной длительности», то есть время это «измеренная длительность», длительность, разбитая на отдельные равные части. Декарт считал, именно равномерное движение есть пример для времени, так как равномерное движение легче других удается разделить на «равные части», то есть измерить. Из этого он сделал заключение, что в интеллекте человека есть «идея длительности», которая является «способом мыслить истинную длительность вещей». Идея «истинной длительности» Декарта созвучна с ньютоновским понятием Абсолютного времени, которое является абсолютным истинным математическим временем само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное время есть «кажущееся или обыденное время, есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год» [цит по 109, с.15].
Анри Бергсон задолго до появления теории относительности еще в 1889 году выступил против понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Им было предложено представление о времени как о потоке событий. «Для Бергсона внешняя реальность подвижна. Никаких «готовых» вещей нет, существует все в процессе развития и неустойчивого, изменяющегося состояния. Имеется реальное пространство без длительности, в котором все явления появляются и исчезают одновременно с изменением состояния сознания человека. Имеется реальная длительность, разнородные моменты которой взаимно проникают друг в друга, но так, что каждый момент ее может быть сопоставлен с одновременным с ним состоянием внешнего мира и тем самым уже отделен от внешнего мира. Из сравнения этих двух реальностей возникает заимствованное у пространства символическое представление длительности, которая принимает таким образом мнимую форму однородной среды» [89, с.93].
В конце XIX века была широко распространена концепция времени немецкого историка Вильгельма Дильтея. Он противопоставляет время как реальность, фиксируемую внутренним чувством и данную непосредственно, «абстрактному времени математики и естествознания» [93]. Такой подход сыграл важную роль в окончательном утверждении мысли и нетождественности физического времени и времени, данного в переживании. Различие проявлялось в том, что время в физическом смысле есть абстракция, реально оно лишь как феномен жизни и сознания [58].
Дильтей и Бергсон отрицали возможность объективного рационального познания времени. Проникнуть в его сущность человеку помогает, согласно Бергсону, творческая интуиция, основанная на единстве механизмов реальности и восприятия, в результате чего формируется переживание длительности: «мгновение настоящего, будучи всегда переходом, неуловимой границей между непосредственным прошлым, которого уже нет, и непосредственным будущим, которое еще не наступило, обратилось бы в простую абстракцию, если бы именно не существовало подвижного зеркала, бесперывно отражающего восприятие в виде воспоминания» [93, с. 10].
 Для Дильтея главным было познание не связи прошлого и настоящего как чистой длительности, а социально-культурного, исторического содержания этой связи, когда считалось, что время не может быть познано в рамках объяснительной психологии, построенной по образцу естественных наук, поскольку она стремится «контролировать такие великие длительные связи, как пространство, время, причинность из некоторых ею изученных элементарных процессов ассоциации, слияния, апперцепции» [114]. Постигнуть время как «живую связь души» в ее становлении и развитии возможно, по его мнению, лишь в рамках описательной психологии. Если в объяснительной психологии уместен экспериментальный метод, то описательная психология может быть построена на основе метода «понимания», предусматривающего «понимание чужой человеческой душевной жизни», а также «пользования предметными продуктами человеческой жизни» [58].
Современными философами время определяется через последовательную смену явлений и состояний материи, характеризуется как постоянный атрибут существования всех материальных и идеальных сторон действительности. Материальный мир состоит из структурно расчлененных объектов, которые находятся в развитии и могут представлять собой процессы, в каждом из которых можно выделить некие стадии. «Абстрагируя характеристики объектов и процессов от самих объектов и процессов. Мы получаем представление о пространстве и времени. С точки зрения диалектического материализма, пространство и время – объективные, независимые от человека формы бытия материи, неразрывно связанные с самой материей и ее движением» [80, с.10].
Опережающее отражение повторяющихся событий внешней среды позволило живым организмам приспособиться к условиям окружающего мира. Человек как объект среди объектов, как биологический организм, как субъект деятельности живет в разных временных измерениях, и прежде чем приступить к описанию специфики отражения длительности человеком, необходимо рассмотреть эти возможные измерения времени. 
Хронологическое (физическое) время непрерывно необратимо, равномерно. Однако развивающимся системам присуще собственное время, по отношению к которому физическое время выступает условной мерой.
Философско-психологическую концепцию восприятия времени сформулировал Лев Маркович Веккер. Он рассматривал психическое (или сенсорное) время не как прямое отражение времени физического. Он сопоставил эти процессы через соотношение основных временных характеристик, таких как длительность, последовательность и одновременность. «Общим для времени физического и времени сенсорного является сочетание последовательности с длительностью, ибо всякая длительность есть последовательность моментов». Сочетание последовательности с одновременностью в физическом времени исключено по природе. То, что в физическом времени последовательно, не может быть одновременно, а что одновременно, то явно не последовательно. Что же касается времени сенсорного, то для него сочетание последовательности с одновременностью не является невозможным. Соответственно можно говорить о взаимной необособимости длительности, последовательности и одновременности в сенсорном времени.
Сенсорное время тесно связано с сенсорным пространством. Пространственная симультанность более очевидна, чем временная. Но Веккер утверждал, что временное происхождение имеет зрительно-пространственной симультанность. Подтверждающим экспериментальным примером является фи-феномен. Суть этого феномена заключается в том, что при последовательном предъявлении, но с разными интервалами времени, двух зрительных стимулов складывается разная перцептивная ситуация. При длительном интервале (>60мс) испытуемый видит две последовательно экспонируемые точки. При коротком (<30мс) - испытуемый видит их одновременно. На промежуточной же стадии возникает фи-феномен, или феномен кажущегося перемещения: испытуемый видит движение точки, направленной из одной из этих точек к другой. Л.М.Веккер интерпретирует пространственную одновременность не как преобразование временной последовательности. Он утверждает, что наличествующая уже в самой структуре сенсорного времени временная симультанность как специфическое свойство сенсорной структуры преобразуется в симультанность пространственную. 
Л.М.Веккер в своих работах подчеркивает связь психологического времени с такими процессами как память, воображение, внимание. Он говорит об обратимости психологического времени. Память содержит в себе один аспект этой обратимости, а именно, обратимость по отношению к прошлому. Воображение обеспечивает направленность психического времени вперед. Внимание рассматривается как эффект конвергенции интегративной функции пространства-времени и речевого действия. В качестве такого эффекта оно играет роль фильтра, выделяя в интернируемой совокупности психических явлений зону и границы оптимальной непрерывной целостности временно-пространственных структур, обеспечивающей эффективное сознательное управление экстериоризованными или интериоризированными психическими актами и психической деятельностью в целом.
Детальное изучение времени началось тогда, когда были сконструированы приборы точного измерения его отрезков. Их создавали на основе развития астрономических знаний о Земле как небесном теле, о Солнечной системе и Галактике.
Знания о природе гравитационных волн, полученные физиками, позволили показать зависимость хода собственного времени от характера поля гравитации.
Сегодня в физике и философии выделены две пары взаимодополняющих друг друга концепций времени.
 Первая пара раскрывает понимание природы времени. Сюда относят субстанциальную и реляциональную концепции. Суть субстанциальной концепции складывается из понимания времени как некой субстанции такой же как пространство и вещество. В реляциональной концепции время рассматривается как отношение между физическими событиями.
Вторая пара концепций является дополняющей для понимания отношений категории времени и категории бытия. К данной группе принадлежат статическая и динамическая концепции. Согласно статической концепции события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и даже в некотором смысле одновременно. Важен момент осознания явлений и материальных объектов, появление и исчезновение которых иллюзорно. В динамической концепции основным постулатом является положение о том, что реально существует только настоящий момент, событий прошлого уже нет, события будущего еще не наступили.
В данный момент изучение времени становится особенно актуальной проблемой XXI века. По сравнению с прошлыми веками отношение ко времени радикально изменилось. Появилось ощущение острой зависимости от него, ощущение его причастности к человеческой жизни. Именно сегодня действительность приобретает новую размеренность. В этом новом отношении ко времени, в новой человеческой остроте времяощущения и самоопределения своего бытия во времен
Просмотров: 1154 | Добавил: kisel | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: