Понедельник, 29.04.2024, 21:03

Методика.ru

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта

Главная » 2010 » Январь » 28 » Подходы по саморегуляции времени
15:48
Подходы по саморегуляции времени
Событийный подход С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста: 1) хронологический (паспортный) возраст, 2) биологический (функциональный) возраст, 3) социальный (гражданский) возраст, 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст. Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит. Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин). Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста - чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста. [9, c.54] А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус - вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности. Время жизни личности - это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни). [9, c.67] В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: "Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие. Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности. Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета. Психологический возраст обратим - человек может как стареть, так и молодеть. Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.). Концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности. Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях - в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода. [9,c.89] Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий. Жизнь отдельной личности, как и история человечества, есть, с одной стороны, естественноисторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная, единственная в своем роде, драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально неповторимых характеров и обстоятельств. Всякая жизненная ситуация конкретна, многокомпонентна и изменчива, а слово "событие" обозначает однократное происшествие. Недаром логико-методологическая специфика исторической науки связана именно с проблемой объяснения событий, а не законов или тенденций развития. Разумеется, жизненные (биографические) события, как и исторические, поддаются классификации и могут быть описаны в процессуальных или структурных терминах [12, c.221]. В зависимости от того, к какой сфере жизни они относятся, говорят о физических, биологических, социальных и психологических событиях. В зависимости от того, происходят ли они вокруг индивида, с ним самим или внутри него, различают внешние (средовые), поведенческие (поступки) и внутренние (духовные) события. События, происходящие в собственной жизни индивида, называют индивидуальными, а те, в которых он выступает как объект исторических обстоятельств, – социокультурными. По степени их массовости, повторяемости и предсказуемости различают обычные (нормативные) и случайные (исключительные) события. Кроме общей типологизации жизненных событий ученые выделяют их структурные свойства: Время совершения события – насколько оно соответствует нормативным социальным ожиданиям и является своевременным или несвоевременным для данного отрезка жизненного пути. Первый брак в 16 лет сегодня кажется преждевременным, в 18 – ранним, в 40 – поздним. Длительность события, которое может быть растянутым во времени (половое созревание, приобретение профессии, становление гражданственности) или почти одномоментным, дискретным происшествием (авиационная катастрофа). Последовательность – место данного события в ряду других жизненных событий. Трудовая жизнь может начинаться после завершения общего образования, параллельно ему или раньше; интимная близость в одних случаях следует за вступлением в брак, в других предшествует ему. Не зная реальной и нормативно-ожидаемой последовательности жизненных событий, невозможно понять структуру жизненного пути, а следовательно, и особенности конкретной биографии.[9, c.121] Когортные особенности – каковы типичные структурные свойства (длительность, последовательность) и т.д. жизненных событий у представителей данного поколения, в отличие от других. Контекстуальная чистота события – насколько тесно и как именно оно связано с другими жизненными событиями. Большинство жизненных событий не являются "чистыми" и не допускают одноплановых объяснений. Так, подростки начинают влюбляться не столько в соответствии с биологическим половым созреванием, сколько под влиянием нормативных установок сверстников и окружающих. Вероятность осуществления события, его статистическая типичность – происходит ли нечто подобное со всеми, с некоторыми или только с отдельными людьми. Это зависит не только от обычности или исключительности события, но и от особенностей данного индивида, его профессии, групповой принадлежности и т.п. (профессиональные ученые делают научные открытия неизмеримо чаще, нежели самоучки). Оценивая степень "судьбоносности" разных жизненных событий, их влияние на личность, обыденное сознание склонно обращать внимание прежде всего на яркость, драматизм события, его хронологическую близость к моменту предполагаемого изменения личности, крупномасштабность (слово "событие" подразумевает нечто значительное, из ряда вон выходящее) и относительное единство, благодаря которому оно выглядит однократным. Однако глубокие личностные изменения не всегда порождаются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями, Очень часто они результат накопления множества мелких событий в течение определенного времени, причем существует потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в "образе Я" подростка нужно учитывать не только изменения в его телесном облике и психогормональные процессы, но и такое, казалось бы, внешнее событие, как переход в новую школу, вызывающее необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей. "Событийный" подход к формированию личности видит в ней не завершенную и замкнутую в себе систему элементов и последовательность стадий развития, а живую историю, драму обновления, достижения и преодоления. [9, c. 165] Субъектный подход К. А. Абульхановой На психологическом факультете Государственного Университета – Высшей школы экономики на кафедре психологии личности под руководством профессора К.А. Абульхановой проводится научно-исследовательская работа, призванная осуществить изучение личности в жизненном пути. Теоретико-методологический принцип субъекта вызывает глубокий интерес, позволяя строить типологические модели по разным основаниям, касаясь самых различных категорий жизненного пути личности (будь то жизненная стратегия, личностная перспектива, жизненная позиция личности или смысл жизни), позволяя перейти с методологического на конкретно-исследовательский, на практический уровень. Сближение, взаимопроникновение отечественной персоналистической традиции и многих зарубежных личностных концепций, изучение которых, активное освоение и внедрение в практику, происходит в современном российском психологическом пространстве. Для выполнения практических задач консультирования, отечественным психологам необходимо строить более дифференцированные типологии, в частности, жизненных стратегий личности, чем те которые были заявлены в самом начале изучения жизненного пути. В зависимости от жизненных способностей личности, от уровня субъектности – вершины жизненных способностей личности – способности к жизнетворчеству, по нашему мнению, личность становится субъектом собственного жизненного пути, выстраивая субъектные жизненные стратегии, либо вынуждена проживать свой жизненный путь по определенным, навязанным, осознаваемым или неосознаваемым, правилам. Категория, по своей сущности похожая на модель проживания жизненного пути, названную Абульхановой К.А. пассивной жизненной стратегией, просматривается во многих теоретических разработках. Важным и родственным по своим сущностным характеристикам является понятие «жизненного сценария» - одно из центральных в категориальном аппарате транзактного анализа Эрика Берна. Жизненный путь личности (Абульханова К.А.) - это способ ее жизни, действительность, в которой сложно соотнести реальное и идеальное, необходимость и свободу, детерминацию, воздействующую на личность и активность ее как субъекта, детерминирующего свой способ жизни. Жизненный путь личности, не обладающей высокой степенью субъектности, не являющейся субъектом своего жизненного пути, полон ограничений, несвободы, «несамодетерминации», неподлинного, неосознаваемого бытия. Личность, действующая в рамках сценария будет, испытывая негативные эмоции, личностные потери самого разного характера, ожесточенно сопротивляться новому, незнакомому, а потому – пугающему личность, обладающую низкой степенью субъектности. Сближаясь с мыслью Рубинштейна С.Л., транзактные аналитики указывают, что для человека, действующего по сценарию, другая реальность, вне сценария, отсутствует для личности. Личность ее отрицает, игнорирует, искажает, забывает о ней, просто не видит, наконец, другого способа жизни, а, следовательно, и не способна осознать свой способ жизни, чтобы в последующем его изменить. Это крайне важно и в субъектном подходе при анализе стратегий жизни. В ситуациях, где есть что-то незнакомое для личности, личность, способная к выходу из сценария, пойдет новым, неизвестным путем, проявляя активность, принимая на себя ответственность за свои решения, стремясь к автономии, к осознанности (против неосознавания) и взвешенности жизненных решений. Такая стратегия в полной мере соответствует важнейшему положению субъектного подхода. Задача консультирования – поддержка личности, обладающей качеством субъекта, для еще более успешной самореализации, и личности, живущей по сценарию, для освоения более активной жизненной стратегии. В рамках психологической поддержки личность, находящаяся в сложных обстоятельствах, должна быть способна выстроить и осуществить стратегию «жизненного успеха», как называют субъектную жизненную стратегию в популярной психологической литературе, определить и развить в себе жизненные способности, позволяющие становиться подлинным субъектом своего жизненного пути. Стратегия, свободная от сценария, связанная с возможностью реализовать максимум свободы, получить максимум удовольствия от полноты самореализации – вот то, что достойно личности как субъекта своего жизненного пути. В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени. Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были - характер регуляции времени и уровень активности. Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы. Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни - жизненная линия. Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности. Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций. Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А. Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни. Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции. В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности: 1) оптимальный режим; 2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности; 3) лимит времени - напряженная работа в ограниченное время; 4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания; 5) дефицит времени - недостаточное время. В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: "Как вы действуете обычно, реально?" и "Как нужно было бы действовать идеально?". В результате исследования было выделено пять типов личностей: Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени. Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего. Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне. Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком. Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации. Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. "Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям", не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она "начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху". Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. "Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…". Каузально-динамический подход Блоссфельда и Ровера Каузально-динамический подход исходит из того, что изменения в одном из процессов жизненного пути зависит как от истории самого этого процесса, так и от других, параллельно протекающих процессов. Соответственно, предшествующий ход и нынешнее состояние всех учитываемых процессов рассматривается как предпосылка всех будущих изменений. Причины и зависящие от времени переменные. Связь между каузальными рассуждениями и статистическим моделированием прекрасно разъяснил Холланд в своей статье, имевшей большое влияние в научных кругах. Он указал на то, что любое каузальное высказывание содержит контрафактическое рассуждение. Это означает, что если бы причина была другой, то получился бы другой результат — по крайней мере, с известной вероятностью. Таким образом, каузальный эффект есть разница результатов, вытекающая из разницы условий. А основная проблема проверки каузальных высказываний заключается в том, что в эмпирических исследованиях в одной и той же единице наблюдения невозможно одновременно наблюдать также и те результаты, которые бы последовали, если бы условия были другими. Холланд назвал это «фундаментальной проблемой каузального заключения». Чтобы добиться эмпирической проверки предположений о причинных взаимосвязях, Блоссфельд и Ровер предлагают сосредоточиться прежде всего на тех условиях единиц наблюдения, которые со временем действительно изменяются. Поэтому переменные, используемые как неизменные во времени, как, например, «пол», в эмпирическом анализе жизненных путей должны как можно дольше замещаться событиями, которые ведут к характерным для разных полов отличиям в историях жизни мужчин и женщин. Правда, в эмпирических исследованиях это не всегда возможно, и, как правило, исследователи вынуждены использовать неизменные во времени переменные. Тем не менее, важно осознавать, что в этом случае причинные связи практически невозможно проверить. Если мы, например, наблюдаем эмпирическую связь между уровнем образования и профессиональными шансами, мы часто исходим из того, что изменение профессиональных шансов есть результат изменения уровня образования. Таким образом, мы допускаем, что шансы человека на профессиональный рост в будущем возрастут, если он достиг более высокого уровня образования. Но если мы моделируем уровень образования как признак, не изменяющийся во времени, этот эффект нельзя будет доказать эмпирически. Поскольку собственно смысл каузальных высказываний заключается в их (контрафактических) последствиях для долгосрочных изменений, эмпирические доказательства должны изыскиваться — насколько это возможно — с помощью изменяющихся во времени переменных. На основе этих рассуждений алгоритм эмпирической проверки каузального анализа следовало бы сформулировать так: фиксированное во времени Время и каузальные воздействия. Два аспекта имеют при этом особое значение. Во-первых, должна присутствовать временная последовательность причины и следствия. Событие-причина должно по времени предшествовать событию-следствию На сегодняшний день это, по-видимому, общепринятая точка зрения. Отсюда следует, что всегда должен быть временной интервал между изменением переменной, представляющей собой причину, и изменением переменной, представляющей следствие. Причина (изменение независимого процесса) и ее следствие (изменение зависимого процесса) не могут происходить в один и тот же момент времени, должна быть временная задержка временной лаг, запаздывание между событием-причиной и развертыванием результата. Временной интервал между наступлением причины и началом ее действия может быть и очень коротким и длинным. Поэтому в эмпирическом исследовании жизненных путей одна из важных задач анализа взаимозависимых процессов заключается в том, чтобы учесть временную структуру исследуемых причинно-следственных связей. Она пока недостаточно учитывалась во многих исследованиях жизненных путей, что, однако, часто невозможно по практическим причинам. Зачастую исследователь располагает лишь хронологически неточными наблюдениями, за счет чего складывается впечатление, что причины и их последствия проявляются одновременно, В действительности же речь здесь идет о результате неточных измерений времени. Иногда должно пройти очень много времени, прежде чем результаты вообще станут заметны, и тогда между событиями-причинами и событиями-результатами возникает значительное временное запаздывание или временной «лаг», которые должны быть теоретически специфицированы в ходе каузального анализа. Во-вторых, это ведет к вопросу о том, как в течение времени разворачивается каузальный эффект. И если проблема «лага» или «запаздывания» уже часто обсуждалась в социально-научной литературе, временной структуре результатов очень редко уделялось достаточно внимания. Блоссфельд и Ровер описывают гипотетические формы, в которых следствия могут разворачиваться во времени. например, следствие может наступить почти мгновенно или с некоторым опозданием и затем оставаться неизменным в течение времени. Это типичное представление о причинно-следственной связи, принимаемое на сегодняшний день большинством теоретиков социальных наук. Но результат может также сначала складываться медленно или, наоборот, стремительно, достичь высшей точки и затем снова пойти на спад или меняться циклически, то нарастая, то уменьшаясь. Другими словами, изменению результата во времени в социальных науках до сих пор уделялось слишком мало внимания не только с эмпирической, но прежде всего с теоретической точки зрения. Таким образом, для адекватного понимания каузальных связей между процессами необходимо учитывать, что каузальный эффект может изменяться во времени. Поэтому в исследовании жизненных путей нельзя допускать общепринятых причинно-следственных связей, но следует принимать во внимание, что каузальные механизмы (например, социальные нормы, социальные структуры, констелляция ситуативных условий) сами могут изменяться с развитием социальных процессов. Принцип кондициональной независимости. Предшествующие рассуждения о временной структуре каузальных связей обеспечивают, по Блоссфельду и Роверу, в принципе относительно простой подход к каузальному анализу взаимозависимых процессов в биографии. Принцип кондициональной независимости — это направляющая идея, а не концепция, которую можно было бы однозначно доказать или опровергнуть с помощью эмпирического наблюдения. Кондициональная независимость зависит в первую очередь от количества процессов, одновременно исследуемых в конкретном анализе. Если в модель добавить или убрать один процесс, то, как правило, это не останется без последствий. Конечно, включение нового процесса в модель или исключение уже имеющегося процесса регулярно происходит на основе нерефлексируемого теоретического знания. Однако в социологии это знание, как представляется, редко бывает настолько специфическим, чтобы можно было с точностью указать, какие процессы относятся к той или иной модели, а какие нет. По этой причине в случае эмпирического использования модели в социальных науках следует исходить из того, что не бывает «правильных моделей», а что, скорее, возможно проведение нескольких валидных каузальных анализов на базе различных стохастических моделей. Если в исследовании жизненных путей применяются методы событийного анализа, то на основе принципа кондициональной независимости можно для каждого процесса в отдельности оценить взаимное влияние независимых (качественных или метрических) процессов с помощью относительно простого метода разделения на эпизоды. Правда, при этом важно включать в модель для каждого отдельного процесса общую предысторию всех рассматриваемых процессов.
Просмотров: 1112 | Добавил: kisel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: